Дайджест -
это краткое изложение какой-либо информации. Ещё в древности появилась
потребность быстро находить нужные сведения среди собраний трактатов и
манускриптов. И эта потребность дала жизнь одному из древнейших видов
литературы – дигестам, что в переводе с латинского языка означает "разделять, располагать по порядку, обстоятельно описывать". Дигесты
– краткие извлечения основных фактов и идей, содержащихся в
манускрипте. Они представляют концентрат (скопление в одном месте)
знаний.
В настоящее время древние дигесты
получили второе рождение. Они возродились в новых условиях и получили
название «дайджесты», что в переводе с английского означает «краткое
изложение».
Основные приемы составления дайджеста: главные мысли автора, наиболее важные сообщаемые им факты и цифры, которые не подвергаются изменениям. В итоге получается, как бы, выжимка из источника наиболее насущной первичной информации.
Само построение и оформление дайджеста имеет целью максимально облегчить его чтение, сделать его интересным и поучительным. Методика составления дайджестов аналогична приемам подготовки тематических указателей.
Здесь также важно составление на
первом этапе рубрикатора, выступающего и как поисковое предписание, и
как будущее оглавление, и как план-макет, используемый при анализе
текстов и извлечений из них нужных фрагментов.
Отличие дайджестов от тематических
указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении
указателей являются документы, а при составлении дайджеста - фрагменты
текстов.
Подготовка дайджеста осуществляется по этапам:
- подготовительный этап (выбор и изучение темы; уточнение читательского запроса; выявление документов по теме);
- основной (ознакомление библиографа с содержанием и формой
отобранных документов, определение фрагмента текста, подлежащего
включению в пособие, распределение материала по рубрикам);
- заключительный (подготовка справочного аппарата, редактирование и оформление пособия).
Для дайджестов характерны:
* узость тематики;
* различие аспектов рассмотрения проблемы;
* различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;
* возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.
Все это предъявляет особые
требования к группировке материала и форме его подачи, которая должна
быть обозримой, облегчающей восприятие информации и акцентрирующей внимание на
несовпадающих концепциях, выводах или результатах.
Структура дайджеста имеет следующий вид:
* титульный лист;
* оглавление;
* предисловие;
* основной текст, обычно разделенный на главы;
* список использованной литературы;
* приложения (иллюстрированный материал);
* словарь основных терминов (в случае необходимости)
Дайджесты создаются в электронной
форме, а читателям предоставляются в наиболее предпочтительной для них
структуре. В основном это печатный вариант или ксерокопии.
Дайджесты используются как в индивидуальной работе с читателями,
так и при организации библиотечных выставок, проведении массовых
мероприятий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий