четверг, 6 июня 2013 г.

Как составить дайджест

Дайджест это краткое изложение какой-либо информации. Ещё в древности появилась потребность быстро находить нужные сведения среди собраний трактатов и манускриптов. И эта потребность дала жизнь одному из древнейших видов литературы – дигестам, что в переводе с латинского языка означает "разделять, располагать по порядку, обстоятельно описывать".    Дигесты – краткие извлечения основных фактов и идей, содержащихся в манускрипте. Они представляют концентрат (скопление в одном месте) знаний.
     В настоящее время древние дигесты получили второе рождение. Они возродились в новых условиях и получили название «дайджесты», что в переводе  с английского означает «краткое изложение».

     Основные приемы составления дайджеста: главные мысли автора, наиболее важные сообщаемые им факты и цифры, которые не подвергаются изменениям. В итоге получается, как бы, выжимка из источника наиболее насущной  первичной информации.
     Само построение и оформление дайджеста имеет целью максимально облегчить его чтение, сделать его интересным и поучительным.      Методика составления дайджестов аналогична приемам подготовки тематических указателей.
     Здесь также важно составление на первом этапе рубрикатора, выступающего и как поисковое предписание, и как будущее оглавление, и как план-макет, используемый при анализе текстов и извлечений из них нужных фрагментов.
     Отличие дайджестов от тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении указателей являются документы, а при составлении дайджеста - фрагменты текстов.
     Подготовка дайджеста  осуществляется по этапам:
- подготовительный этап (выбор и изучение темы; уточнение читательского запроса; выявление документов по теме);
- основной (ознакомление библиографа с содержанием и формой отобранных документов, определение фрагмента текста, подлежащего включению в пособие, распределение материала по рубрикам);
- заключительный (подготовка справочного аппарата, редактирование и оформление пособия).
     Для дайджестов  характерны:
*  узость тематики;
*  различие аспектов рассмотрения проблемы;
*  различие  в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;
*  возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.
     Все это  предъявляет особые требования к группировке материала и форме его подачи, которая должна быть обозримой, облегчающей восприятие информации и акцентрирующей внимание на несовпадающих концепциях, выводах или результатах.
     Структура дайджеста имеет следующий вид:
* титульный лист;
* оглавление;
* предисловие;
* основной текст, обычно разделенный на главы;
* список использованной литературы;
* приложения (иллюстрированный материал);
* словарь основных терминов (в случае необходимости)
     Дайджесты создаются в электронной форме, а читателям предоставляются в наиболее предпочтительной для них структуре. В основном это печатный вариант или ксерокопии.
     Дайджесты используются как в индивидуальной работе с читателями, так и при организации библиотечных выставок, проведении массовых мероприятий.