вторник, 13 мая 2014 г.

«Все чувства я в стихи вложила». Посвящается Великой победе



Людмила Валентиновна Скорая, ветеран педагогического труда, читательница   библиотеки им. В. Чубаря  
Запорожской  городской ЦБС для взрослых
Война отняла у нас (детей войны) детство. Оно было холодным и голодным. Мы не имели игрушек, книг, зато хорошо знали, что такое бомбы, мины, снаряды. Мне к началу войны исполнилось 7 лет. Жили мы в шахтерском городе Харцызск. В нашем доме поселился немецкий генерал, а нас выгнали в сарайчик. Позже кто-то донес, что мы евреи (это не так) и нас забрали в гестапо. Советским документам немцы не верили, спас нас сохранившийся царский паспорт бабушки, где было написано, что она русская дворянка и замужем за полковником-комендантом г. Кишинева. Нас выпустили.
Однажды ночью была бомбежка и нашего дома не стало. И бабушки тоже. Затем пришла новая беда: отца арестовали фашисты и отправили в лагерь, который находился в городе Макеевке. Позже отцу удалось сбежать при помощи «людей из леса» (наверное, партизаны): они часто приходили к отцу по ночам, разговаривали, что-то обсуждали. После побега отца нас с мамой тоже забрали эти люди и отвезли на дальний хутор. Там нас уже ожидал отец. Нас спрятали в подвал, вырытый на огороде. Сверху его забросали стеблями и початками кукурузы. Вскоре в хутор пришли наши автоматчики: это уже немцев гнали с нашей земли.
Мы вернулись в Харцызск. Надо было учиться. Меня определили сразу в 3-й класс (благодаря бабушке, она хорошо меня подготовила к школе). В классе было холодно, книг не было, писали между строк на старых газетах, вместо чернил – сок бузины. Но учиться было интересно. Мы выжили, верили в будущее, жизнь налаживалась.
Очень рано в мою жизнь вошла поэзия. Вместо колыбельных песен бабушка читала мне стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Свое первое стихотворение я написала в пять лет и посвятила его маме. Позже моими любимыми поэтами стали Тютчев, Есенин, Заболоцкий. Когда я стала педагогом, проводила на уроках пятиминутки поэзии. Сначала читала стихи сама, потом предлагала ребятам самим подготовить свои любимые строки. Я учила детей, а они – меня.

Быть осторожным?

Как научиться быть осторожным?
Осторожно дружить, осторожно любить.
Наверное, это очень сложно:
Осторожно думать, осторожно жить.
Разве могут петь осторожно птицы?
Разве может солнце осторожно всходить?
Разве может звезда осторожно светиться?
Разве может река осторожной быть?
Разве может лес осторожно шуметь,
Смеяться осторожно могут ли дети?
Разве может орел осторожно лететь?
Разве можно жить осторожно на свете?!
Да здравствует безумство — неосторожность!
Славлю человеческого духа взлет.
Славлю неограниченные его возможности.
Славлю безудержной мысли полет!

Комментариев нет:

Отправить комментарий